Главная > Энциклопедия > Кремниевая долина одержима идеей компьютерной симуляции Вселенной

Кремниевая долина одержима идеей компьютерной симуляции Вселенной

19 Октября 2016 .Как пишет Vanity Fair, за последний год одной из самых обсуждаемых тем в Кремниевой долине были не часы Apple Watch, не дорогущие и крутые дроны компании DJI и даже не высокотехнологичные беспилотные автомобили компании Uber. Вместо этого боссы самых больших технологических компаний на полном серьезе обсуждали вопрос о том, является ли наше существование как человеческого вида на самом деле компьютерным алгоритмом и не живем ли мы в компьютерной симуляции.

Нет, это не та история, где кто-то перепил и начал нести ахинею о том, что его похищали зеленые человечки или вроде того. Вопрос обсуждается на полном серьезе. С привлечением самых светлейших умов.

Еще в 2014 году на мероприятии New Establishment Summit Элон Маск выразил вероятность того, что на самом деле это мероприятие не настоящее, а является очень продвинутой высокотехнологичной компьютерной симуляцией. После нервного смеха некоторых из гостей аудитории Маск сделал паузу и кратко подытожил, что на самом деле «шанс на то, что все, что нас окружает, является реальностью — 1 из 1 миллиарда».

Первоначальным автором теории о том, что все мы живем в компьютерной симуляции, является не Маск, Альтман и другие выдающиеся личности Кремниевой долины. На самом деле она имеет академические корни. Впервые она была представлена в 2003 году Ником Бостромом, профессором кафедры философии Оксфордского университета и директором Института Будущего человечества, который написал целую научную работу по этому вопросу, ставшую даже в определенных кругах настоящей библией. В работе, носящей название «Живете ли вы компьютерной симуляции?», заявляется, что все люди представляют собой некую цифровую программу, или даже куклу, в некоей гиперпродвинутой версии игры The Sims. Согласно этой гипотезе, благодаря быстрому развитию и совершенствованию технологий мы научились строить мощные машины, способные создавать симуляции наших предков. И если это так, то как мы можем быть уверенными в том, что сами не являемся цифровыми созданиями наших потомков?

«Если посмотреть на это с такой точки зрения, то это вполне возможно. Логичнее было бы предположить, что мы являемся лишь одной из симулированных компьютерных моделей, созданных более продвинутыми умами, чем одним из уникальных биологических видов».

Разумеется, далеко не все соглашаются с такой точкой зрения и даже не верят в удаленную возможность такого сценария. Например, Джон Маркофф, лауреат Пулитцеровской премии, научный колумнист газеты New York Times и автор «Машин благодати и любви», книги о пределах возможностей роботов и искусственного интеллекта, считает, что мы точно не живем в компьютерной симуляции. Вместо этого Маркофф считает, что вся эта возня вокруг идей о компьютерной симуляции является наглядным примером того, как в технологической индустрии лихорадочно нарастает одержимость концептами.

«Я голос скептицизма. Я не думаю, что существует хотя бы крупица доказательств того, что мы живем внутри симуляции. Это тест Роршаха. Это из той же оперы, что и сингулярность», — говорит Маркофф, делая отсылку на мнение о том, что компьютерный сверхинтеллект сможет изменить человечество настолько, что это бросит вызов самой биологии.

Но Маркофф прекрасно понимает, что не все люди видят это так, как видит это он:

«Это уже по сути превращается в новую форму религии, появившейся в Долине».

Данная теория, несмотря на то что очень часто выглядит как концепция, притянутая прямиком из фильма «Матрица», тем не менее, поддерживается многими видными представителями технологической индустрии. И стоит отметить, что это далеко не случайно. Голливуд, в конце концов, уже многие десятилетия пытается выразить идею симуляции в своих фильмах. «Мир на проводе», «Мозговой штурм», «Начало», вся трилогия «Матрицы», «Вспомнить все» и многие другие аналогичные киноленты так или иначе пытались визуально показать нам то, как эта теория может работать. Справедливости ради стоит также отметить, что большинство технологий, которыми мы пользуемся ежедневно в современном мире, впервые были представлены именно писателями и создателями научной фантастики много лет назад. В число этих технологий в том числе входят смартфоны, планшеты и даже «Твиттер».

И все же основной целью преподнесения этих идей является развлечение: фильм рано или поздно заканчивается, мы покидаем, казалось бы, реальный кинотеатр и возвращаемся к нашим реальным и, казалось бы, несимулированным жизням. Удивляет здесь больше то, что выдуманные идеи слишком быстро перерастают в нечто большее и начинают на полном серьезе восприниматься в той же Долине как нечто реальное. В этом особом закрытом мире создающихся и развивающихся технологий иногда очень сложно уловить ту грань, при который ты точно понимаешь – шутит ли стоящий перед тобой человек или нет.

В любом случае обсуждаемая идея уже плавно перетекает из комнат с закрытыми дверями и исследовательских лабораторий в мейнстрим. Нил Деграсс Тайсон, астрофизик и директор планетария Хейдена в Американском музее естественной истории на Манхэттене вел в этом году двухчасовую конференцию на обсуждаемую сегодня тему. В рамках конференции, получившей название «Является ли Вселенная симуляцией?» Тайсон поделился с собравшейся аудиторией о том, что верит в наличие 50-процентного шанса на то, что все мы в настоящий момент живем в компьютерной модели. Правильнее даже сказать не живем, а представлены в виде строчек кода, хранящегося на каком-то удаленном сервере.

«Я думаю, такая вероятность может быть велика», — отметил Тайсон.

На проведенной конференции присутствовали весьма видные ученые из Массачусетского технологического института, Гарварда, Нью-Йоркского университета, и все они предложили свои точки зрения на эту тему, постаравшись объяснить, почему мы можем являться или не являться живыми компьютерными программами.

«Даже если попытаться, то убедительных доказательств того, что мы находимся не в симуляции, вы не найдете», — говорит Дэвид Чалмерс, профессор кафедры философии Нью-Йоркского университета.

«А все потому, что любые найденные доказательства тоже будут частью симуляции».

matrix-2

Примером желания понять, «насколько глубока эта кроличья нора», служит та скорость, с которой в Кремниевой долине принимаются новые идеи. Джон Маркофф, охватывающий тему искусственного интеллекта, уже не один десяток лет говорит, что всего пару лет назад всего несколько предприимчивых капиталистов были серьезно заинтересованы в исследованиях ИИ. И только сейчас эта тема стала настолько популярной, что в нее стали вкладывать сотни миллионов долларов. Согласно некоторым аналитикам, только за ближайший год на Западе появилось более 40 стартапов, занимающихся разработкой технологий искусственного интеллекта. Цифры поражают, особенно если учитывать, что за весь период с 2011 и до начала 2016 года набиралась от силы половина из этих цифр. Аналогичный бум мы можем наблюдать и в сфере дополненной реальности. Произошло это в большей степени на фоне беспрецедентной популярности игры Pokémon GO. Инвесторы всего за несколько месяцев вкладывают миллиарды долларов в новые компании, обещающие создать следующее поколение приложений с такой же отдачей. Возможно, на каком-то уровне идея симуляции тоже является той самой формой одержимости.

Тем не менее на фоне всего остального мысли Элона Маска кажутся наиболее убедительными в этом отношении. Ранее в этом году на конференции Recode Code Conference он постарался объяснить, почему пришел к выводу о том, что все мы можем жить внутри машины.

«Сильнейший аргумент в пользу того, что мы живем в компьютерной симуляции, заключен в следующем: 40 лет назад мы создали Pong. Игру с двумя прямоугольниками и точкой. 40 лет спустя мы имеем фотореалистичные 3D-игры, в которые одновременно играют миллионы человек. Если принять во внимание ту скорость, с какой развиваются игры, то рано или поздно эти игры станут полностью неотличимы от реальности. Учитывая это, несмотря на все безумство, можно сделать вывод, что шанс на то, что мы находимся в той самой «понговской» базовой версии реальности, – один из миллиарда».

Конечно же, есть вероятность, что все эти разговоры являются простой затянувшейся шуткой. Но судя по тому, что люди говорят и как они это говорят, становится понятно, что некоторые действительно верят в то, что они говорят.

Кремниевая долина одержима идеей компьютерной симуляции Вселенной

Реклама
Рубрики:Энциклопедия
  1. faktorvremeni
    10.11.2016 в 1:46 пп

    Есть ли доказательства того, что мы живем в матрице?

    Еще древнегреческий философ Платон, живший почти два с половиной тысячелетия назад, выдвинул предположение, что наш мир не реален. С появлением компьютерной техники и обретением виртуальной реальности человечество все больше приходит к пониманию, что мир, в котором оно живет, может быть симуляцией реальности – матрицей, причем кто и зачем ее создал, нам, скорее всего, никогда не узнать.
    Можно ли создать матрицу?

    Даже сегодня, имея, к примеру, суперкомпьютер Sunway TaihuLight (Китай), способный выполнять почти сто квадриллионов вычислений в секунду, можно за считанные дни смоделировать несколько миллионов лет истории человечества. А ведь на подходе квантовые компьютеры, которые станут работать в миллионы раз быстрее нынешних. Какие же параметры будут у компьютеров через пятьдесят, сто лет?

    А теперь представьте, что некая цивилизация развивалась много миллиардов лет, и по сравнению с ней наша, которой всего несколько тысяч, — это просто новорожденный младенец. Как вы думаете, в состоянии эти высокоразвитые существа создать компьютер или какую-то иную машину, способную симулировать наш мир? Думается, вопрос о том, возможно ли создать матрицу, в принципе решен положительно (esoreiter.ru).
    Кто и зачем стал бы создавать матрицу?

    Итак, матрицу создать можно; даже наша цивилизация подошла к этому вплотную. Но возникает другой вопрос: кто допустил такое, поскольку с точки зрения нравственности данное действие не совсем законно и оправданно. Вдруг в этом иллюзорном мире что-то пойдет не так? Не слишком ли огромную ответственность берет на себя создатель подобной матрицы?

    С другой стороны, можно предположить, что мы живем в матрице, созданной, так сказать, нелегально — кем-то, кто таким образом просто развлекается, а потому даже не задается вопросом о нравственности своей виртуальной игры.

    Есть и такой возможный вариант: какое-то высокоразвитое общество запустило данную симуляцию в научных целях, например, в качестве диагностического теста, чтобы выяснить, что и почему с реальным миром пошло не так, и впоследствии исправить ситуацию.
    Матрица обнаруживается через свои недостатки

    Можно предположить, что в случае достаточно качественной симуляции реальности никто внутри матрицы даже не поймет, что это — искусственный мир. Но вот в чем проблема: у любой программы, даже самой совершенной, могут появиться сбои.

    Вот их-то мы постоянно и замечаем, хотя не можем рационально объяснить. К примеру, эффект дежа вю, когда нам кажется, что какую-то ситуацию мы уже проживали, а в принципе такого быть не может. То же касается множества других загадочных фактов и явлений. Скажем, куда бесследно исчезают люди, причем иногда прямо на глазах у свидетелей? Отчего какой-то незнакомый человек вдруг начинает встречаться нам по нескольку раз в сутки? Почему одного человека одновременно видят в нескольких местах?.. Поищите в Интернете: подобные случаи там описаны тысячами. А сколько неописанных хранится в памяти людей?..
    В основе матрицы лежит математика

    Мир, в котором мы живем, можно представить в виде двоичного кода. Вообще Вселенная лучше объясняется математическим, нежели словесным языком, к примеру, даже наша ДНК разгадана с помощью компьютера в ходе осуществления проекта «Геном человека».

    Получается, что в принципе на основе этого генома можно создать и виртуального человека. А если возможно построить одну такую условную личность, то значит — и целый мир (вопрос только в мощности компьютера).

    Многие исследователи феномена матрицы предполагают, что некто уже создал такой мир, и это именно та симуляция, в которой мы с вами живем. При помощи той же математики ученые пытаются определить, действительно ли это так. Однако пока они высказывают лишь догадки…
    Антропный принцип как доказательство матрицы

    Ученые давно уже с удивлением констатируют, что на Земле каким-то непостижимым образом созданы идеальные условия для жизни (антропный принцип). Даже наша Солнечная система – уникальна! При этом в обозримом самыми мощными телескопами пространстве Вселенной нет больше ничего подобного.

    Возникает вопрос: почему эти условия так отлично нам подошли? Может быть, они созданы искусственно? Например, в некой лаборатории вселенских масштабов?.. А может, никакой Вселенной и нет и это необъятное звездное небо – тоже симуляция?

    Далее, по ту сторону модели, в которой мы находимся, могут быть даже не люди, а существа, чей облик, структуру, состояние нам трудно даже представить. А еще в этой программе могут быть инопланетяне, которые хорошо знают условия данной игры или даже являются ее проводниками (регуляторами) – вспомните фильм «Матрица». Вот почему они практически всесильны в этой симуляции…

    Антропный принцип перекликается с парадоксом Ферми, согласно которому в бесконечной Вселенной должно существовать множество миров, подобных нашему. И то, что мы при этом остаемся одинокими в Мироздании, наводит на грустную мысль: мы в матрице, и ее создателю интересен именно такой сценарий — «одиночество разума»…
    Параллельные миры как доказательство матрицы

    Теория мультиверса — существования параллельных вселенных с бесконечным набором всевозможных параметров – еще одно косвенное доказательство матрицы. Посудите сами: откуда взялись все эти вселенные и какую роль выполняют в мироздании?

    Однако если допустить симуляцию реальности, то множество похожих миров вполне объяснимо: это многочисленные модели с различными переменными, необходимые создателю матрицы, скажем, для тестирования того или иного сценария с целью получить наилучший результат.
    Матрицу создал Бог

    Согласно этой теории, нашу матрицу создал Всевышний, причем практически так же, как мы создаем виртуальную реальность в компьютерных играх: с помощью двоичного кода. При этом Создатель не только симулировал реальный мир, но и вложил в сознание людей понятие Творца. Отсюда и многочисленные религии, и вера в высшие силы, и поклонение Богу.

    Данная идея имеет свои расхождения в трактовке Создателя. Некоторые считают, что Всевышний – это просто программист, пусть и высочайшего, не доступного человеку уровня, который к тому же обладает суперкомпьютером вселенского масштаба.

    Другие полагают, что Бог создает эту Вселенную какими-то иными способами, например, космическими или — в нашем понимании — мистическими. В данном случае этот мир тоже можно, хоть и с натяжкой, считать матрицей, но тогда непонятно, что же считать реальным миром?..
    Что находится за пределами матрицы?

    Рассматривая мир как матрицу, мы, естественно, задаемся вопросом: а что находится за ее пределами? Суперкомпьютер, окруженный программистами — создателями многочисленных программ-матриц?

    Однако и сами эти программисты могут быть ненастоящими, то есть Вселенная может быть бесконечной как в ширину (множество параллельных миров в рамках одной программы), так и в глубину (множество слоев самой симуляции). Именно эту теорию выдвинул в свое время оксфордский философ Ник Бостром, который считал, что существа, создавшие нашу матрицу, могут быть сами смоделированы, а создатели этих пост-людей, в свою очередь, тоже — и так до бесконечности. Что-то подобное мы видим в фильме «Тринадцатый этаж», хотя там показаны лишь два уровня симуляции.

    Остается главный вопрос: а кто создал реальный мир, и вообще, существует ли он? Если же нет, то кто создал все эти самовложенные матрицы? Конечно, рассуждать так можно до бесконечности. Это все одно, что пытаться понять: если весь этот мир создал Бог, то кто создал самого Бога? Как утверждают психологи, настойчивые размышления на подобные темы – прямой путь в психушку…
    Матрица – куда более глубокое понятие

    У некоторых исследователей возникает вопрос: а стоит ли вообще создавать все эти сложные программы-матрицы со многомиллиардным количеством людей, не говоря уже о бескрайних вселенных? Может, все гораздо проще, ведь каждый человек взаимодействует лишь с определенным набором людей и ситуаций. А что если кроме главного героя, то есть вас, все остальные люди – фальшивки? Ведь не случайно при определенных мысленных и эмоциональных усилиях человек может кардинальным образом изменять окружающий его мир. Получается, что либо у каждого человека – свой мир, своя матрица, либо каждый из нас – это единственный игрок в единственной матрице? И этот единственный игрок – вы! И даже статья о симуляции, которую вы сейчас читаете, есть программный код, необходимый для вашего развития (или для игры), как и все остальное, что вас окружает.

    В последнее верится, конечно, с трудом, ведь в таком случае матриц бесконечно много не только в глубину и ширину, но и в беспредельность других измерений, о которых мы не имеем пока никакого представления. Конечно, можно убедить себя в том, что за всем этим стоит суперпрограммист. Но чем тогда он отличается от Всевышнего? И кто стоит над ним? Нет ответа, да и может ли он быть?..

    http://esoreiter.ru/index.php?id=1116/10-11-2016-100654.html&dat=news&list=11.2016

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s